Это интересно - Профилактика ринитов

«ПРОФИЛАКТИКА РИНИТОВ»

Большинству из нас характерна способность, тянуть время до тех пор, «пока гром не грянет».

Довольно часто не слишком существенное и не кажущееся на первый взгляд серьезным заболевание может привести к тяжелым осложнениям, значительно снижая, таким образом, качество жизни.

Ринит (в просторечии — насморк) — воспалительный процесс слизистой оболочки полости носа, развивающийся в результате какого либо основного заболевания организма, характеризующийся ее отеком, заложенностью, выделением слизистого или серозного секрета, ухудшением самочувствия и нарушением обоняния.

Чаще всего ринит является спутником вирусных респираторных заболеваний, таких как ОРЗ и ОРВИ. Существует более 200 видов вирусов, приводящих к развитию насморка.   Они повреждают клетки слизистой и способствуют накоплению жидкости в межклеточном пространстве. Так возникает отёк, который заслоняет носовые ходы. Именно отёчность, а не скопление слизи препятствует нормальному дыханию. Со временем выделения становятся гуще из-за скопления лейкоцитов, спешащих вам на помощь в борьбе с вирусом.

Воспалительный процесс может также развиваться под воздействием аллергенов, попадающих в носовые ходы. В этом случае иммунные клетки начинают активно синтезировать биологически активные вещества, которые вызывают отек и заложенность носа.

Наконец, насморк может быть побочным эффектом от приема некоторых препаратов. В этом случае лучше проконсультироваться с лечащим врачом на предмет подбора другого медикамента.

Инфекционный ринит бывает: острым и хроническим. Неинфекционный ринит — вазомоторный насморк, имеющий аллергическую природу или нейровегетативную, связанную с неврозом. При возникновении острой формы насморка на слизистую оболочку носа воздействуют болезнетворные вирусы и бактерии. Хронический насморк развивается на фоне острого при отсутствии грамотного лечения.

Аллергический насморк является результатом реакции слизистой оболочки носовых пазух на различные экзогенные аллергены. В Беларуси наиболее часто его вызывают пыльца деревьев:  орешник, ольха, береза, дуб, ясень; злаковых трав: тимофеевка, овсяница, мятлик, пырей, рожь, ячмень, подсолнечник, кукуруза и сорняки: полынь, лебеда, одуванчик. Отмечают 3 пыльцевые волны: весенняя - с середины апреля до конца мая, связанная с цветением деревьев; летняя - начало июня - конец июля, обусловленная поллинацией луговых трав; летне-осенняя - август-сентябрь, характеризуемая появлением в воздухе большого количества пыльцы сорняков.

Диагноз аллергический ринит устанавливает отоларинголог или аллерголог на основании анализа жалоб пациента, полученных при осмотре данных и результатов лабораторно-инструментальных исследований. Это – серьезное заболевание, доставляющее человеку массу неудобств и неприятных ощущений. Для скорейшего выздоровления необходимо своевременно приступать к его лечению, подбирать которое должен только опытный и грамотный специалист.

Ринит не является самостоятельным диагнозом. Его наличие обычно указывает на протекание патологического процесса в организме. Поэтому лечение носит симптоматический характер, в зависимости от причины, его вызвавшей. Так, ринит, вызванный вирусной инфекцией, обычно не требует лечения и проходит самостоятельно в течение двух недель. Для облегчения состояния можно промывать носовые ходы морской водой. При рините, вызванном бактериями, применяют местные антибактериальные препараты. При аллергическом рините используются спреи для носа.

Как правило,  все виды спреев и капель для носа продаются в аптеке без рецепта, но если нет уверенности в правильном выборе препарата, лучше посоветоваться с врачом. Прежде чем заниматься самолечением, нужно знать, что организм каждого человека индивидуален и по-разному реагирует на различные лекарственные средства.

Не стоит думать, что насморк безобиден.  Установить точный диагноз и назначить грамотное лечение может только квалифицированный специалист после комплексной диагностики на основании результатов исследования и внешнего врачебного осмотра. При этом учитывается ряд факторов, включающих общее состояние здоровья пациента и наличие хронических заболеваний. Правильно и эффективно подобранное лечение поможет избежать проблем с учебой и работой, нормализовать сон, а также ограничить прием большого количества препаратов.

Самой действенной профилактикой ринитов является укрепление иммунитета. Для этого необходимо соблюдать режим дня, иметь сбалансированное питание, гулять на свежем воздухе. Немаловажным является и занятие спортом, закаливание, сохранение чистоты в жилых помещениях, регулярное проветривание и поддержание оптимальной температуры. Влажность в помещении должна быть 40-60%, в ином случае организму будет тяжело «включить» защитные функции. Не стоит переохлаждаться, а также рекомендуется промывать слизистую оболочку носоглотки после возвращения с улицы, это смоет со слизистой пыль, микробы, аллергены и вирусы. Перед посещением общественных мест стоит смазывать внутренние носовые пути мазью с содержанием противовирусных и противовоспалительных ингредиентов.

Подготовила: инструктор-валеолог - Лилия Цветкова Велком: 8-044-76-77-082