Дата последнего обновления сайта: 2018-01-19

Это интересно - Клинические проявления транзиторной ишемической атаки
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРАНЗИТОРНОЙ
ИШЕМИЧЕСКОЙ АТАКИ

ТИА традиционно не расценивается как проблема, серьезность которой может быть сравнима с инсультом или другими сердечно - сосудистыми катастрофами. Сегодня, очевидно, что значимость этой проблемы существенно недооценивается, причем как широкими слоями населения, так и медиками. Пациенты часто не придают значения временным преходящим симптомам и не обращаются к врачу. Однако это не говорит о незначительности ТИА, поскольку у 30-50% пациентов, перенесших её, в течение 5 лет развивается инсульт. Немногие клинические исследования выделяют категорию пациентов с ТИА и целенаправленно изучают особенности диагностики, лечения и профилактики цереброваскулярной патологии у таких больных.
     В результате проблема ТИА продолжает оставаться Золушкой в "семействе" ОНМК - ТИА явно недостаточно диагностируются и лечатся.
     Что же такое ТИА?
     Транзиторная ишемическая атака — острое преходящее нарушение кровообращения головного мозга по ишемическому типу, которое проявляется в первую очередь очаговыми неврологическими симптомами, такими как парезы и нарушения чувствительности. В отличие от ОНМК, при ТИА симптомы сохраняются у больного не более суток, в противном случае приступ классифицируется как ОНМК.
     Кто же подвержен ТИА? Главным «виновником» является все тот же злополучный атеросклероз, так как именно он в 90% случаев приводит к сужению просвета церебральных сосудов, а при разрыве атеросклеротической бляшки — к тромбоэмболиям. Клинически это проявляется в виде артериальной гипертензии, сахарного диабета, ожирения, гиперхолестеринемии, курения, ИБС, аритмий с кардиогенными эмболиями. Особняком стоят такие заболевания, как васкулиты и патологии крови, так как они встречаются намного реже. В конечном итоге все это приводит к локальному нарушению мозгового кровотока и появлению соответствующей симптоматики.
     Симптомы ТИА:
     1. Онемение или слабость лица, руки или ноги, чаще на одной стороне тела;
     2. Внезапное появление проблем с речью или пониманием речи;
     3. Внезапное появление проблем со зрением;
     4. Головокружение, нарушение координации движений и равновесия;
     5. Появление сильной головной боли по неизвестной причине.
     Основные симптомы:
     Клиническая картина транзиторных ишемических атак характеризуется преходящими очаговыми неврологическими симптомами и зависит от бассейна нарушения кровообращения мозга (каротидный или вертебро-базилярный). В большинстве случаев диагноз ТИА ставится ретроспективно, так как на момент осмотра больного специалистом очаговая неврологическая симптоматика у него отсутствует.
ТИА в бассейне сонных артерий проявляются преходящими моно или гемипарезами, чувствительными нарушениями, расстройствами речи. Иногда наблюдается преходящее нарушение зрения на один глаз на стороне пораженной внутренней сонной артерии. Больные могут жаловаться на «тень, опускающуюся перед глазом» или на «белую пелену».
     ТИА в вертебробазилярном бассейне чаще всего проявляются преходящими вестибулярными и мозжечковыми расстройствами (системным головокружением, тошнотой, атаксией), невнятностью речи (дизартрия), онемением на лице, диплопией, односторонними или двусторонними
двигательными и чувствительными расстройствами. Иногда наблюдается гемианопсия или преходящее нарушение зрения на оба глаза.
     Изолированное головокружение, тошнота или рвота не характерны для ТИА, они чаще всего сопровождаются другими стволовыми симптомами. Ряд симптомов, ранее приписывавшихся ТИА в вертебробазилярном бассейне (синкопальные состояния, эпилептические припадки), многие исследователи считают несвойственными данной патологии.
     Преходящая слепота (транзиторная монокулярная слепота (ТМС), или amaurosis fugax) — состояние чаще односторонней внезапно возникающей кратковременной (обычно в течение нескольких секунд) утраты зрения вследствие преходящей ишемии в области кровоснабжения глазничной, задней цилиарной артерий или артерии сетчатки. Нарушение зрения чаще описывается больным как «штора» или «заслонка», которая надвинулась сверху вниз или снизу вверх. Иногда потеря зрения ограничена верхней или нижней половиной поля зрения. Обычно ТМС возникает спонтанно, без провоцирующих факторов, однако порой может вызываться ярким светом, изменением положения тела, физическими упражнениями или горячей ванной. Болевые ощущения для ТМС не характерны. Монокулярная слепота может быть не единственной жалобой. Наблюдаются и другие симптомы: контралатеральный гемипарез и гемигипестезия к соответствующему полушарию при тяжелом поражении сонной артерии. ТМС может повторяться (обычно стереотипно), но область нарушения зрения варьирует в зависимости от зоны ишемии.
     Транзиторная глобальная амнезия (ТГА) — уникальный синдром, при котором больной, чаще среднего возраста, внезапно теряет кратковременную память при относительной сохранности памяти на отдаленные события. Сознание пациента и ориентация в собственной личности не нарушены, но имеет место неполная ориентация в пространстве и окружающей обстановке, повторение стереотипных вопросов, растерянность. Этиология этого драматического синдрома остается неизвестной, его пытаются объяснить ишемией гиппокампально-форникальной системы. Некоторые авторы считают данную патологию эпилептическим феноменом или вариантом мигрени. Эпизоды ТГА часто запускаются определенными факторами, такими как эмоциональные переживания, боль, половой акт. Приступы обычно длятся от нескольких десятков минут до нескольких часов. Восстановление памяти полное. Неврологического дефицита при этом не бывает. Склонность к повторению небольшая, частота редкая — 1 раз в несколько лет. У таких больных имеются факторы риска развития цереброваскулярной патологии, особенно артериальная гипертензия

Врач-терапевт – К.А. Саламбекова

Использованная литература:
Микроинсульт — транзиторные ишемические атаки.
Фейгин В., Виберс Д., Браун Р. Инсульт: клиническое руководство //М.: Бином. – 2005. – С. 307.