Дата последнего обновления сайта: 2018-01-19

Это интересно - Виды кожных проявлений при лекарственной аллергии.
ВИДЫ КОЖНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ
ПРИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ АЛЛЕРГИИ

Частые
Кореподобная (макулопапулезная) сыпь;
Крапивница и/или отеки Квинке;
Аллергический контактный дерматит.

Относительно редкие
Фиксированная эритема;
Многоформная экссудативная эритема;
Синдром Стивенса-Джонсона;
Эксфолиативный дерматит;
Фотоаллергические реакции.

Редкие
Зуд кожи;
Синдром Лайелла (токсический эпидермальный некролиз);
Узловатая эритема.

МАКУЛОПАПУЛЕЗНАЯ СЫПЬ - трудно дифференцируется с вирусными экзантемами.  Эта сыпь может быть зудящей, в виде пятен эритемы или  макулопапулезная. Причины: сульфаниламиды, пенициллин, эритромицин, аминогликозиды, препараты золота. Возникает обычно на 7-8 день и сохраняется  до недели. Механизм – гиперчувствительность замедленного типа (IV тип).
     УЗЛОВАТАЯ ЭРИТЕМА - частый спутник саркоидоза, туберкулеза,     ревматизма, микозов, но она же составляет 3- 4% кожных реакций на лекарства. Причины: сульфаниламиды, контрацептивы, тетрациклины, новокаин, барбитураты, реже  другие антибиотики, иод, бром. Начало реакции нередко приходится на 2-3 неделю после начала лечения. Локализация - дистальные отделы конечностей,  лицо.  Диаметр элементов - 0,5-3см, кожа над ними гиперемирована.  Узелки м.б. единичными и групповыми. Они симметричны,     горячие на ощупь, болезненные при пальпации. Зуда чаще нет, обычно - жжение в местах поражений. После отмены  препарата узловатая эритема исчезает в пределах 1-2 недель, иногда оставаясь до месяца. На местах узелков могут сохраняться пигментация, шелушение.
     МНОГОФОРМНАЯ ЭКССУДАТИВНАЯ  ЭРИТЕМА  - м.б. идиопатической,  инфекционной (герпес симплекс 1 типа или у детей – стафилококковая инфекция в виде "скальпированной кожи". Но буллы в последнем случае интраэпителиальные, и заболевание протекает легче.  Лекарственная многоформная экссудативная эритема может возникать на фоне приема сульфаниламидов, пенициллина, барбитуратов, антиконвульсантов, фенотиазинов. Начало -  острое, с лихорадкой, артралгиями,  поражением  желудочно-кишечного тракта. Элементы сыпи разнообразны по виду - макулы,  папулы, везикулы,  буллы. Зуда обычно нет.  Вариант  этого  поражения  -     синдром  Стивенса-Джонсона -  с поражением кожи (до 10%) и практически всех слизистых оболочек. Причины - сульфаниламиды пролонгированные, НПП, барбитураты, тетрациклин, пенициллин, фенотиазин. Высыпания чаще на лице, голенях, предплечьях, в области половых органов. Болеют чаще молодые мужчины. Начало - чаще острое, но м.б. продрома - 2-4 недели. Течение заболевания тяжелое, с болями в горле, афтами во рту и на языке,  конъюнктивитом,  уретритом,  вагинитом, баланопоститом. Тяжесть     определяется степенью вовлечения  слизистых  оболочек. Осложнения  -     пневмония, гломерулонефрит, миокардит, слепота. Синдром Лайела - (токсико-аллергический некроэпидермолиз, «синдром обожженной кожи») с поражением >10%  кожи. Динамика изменений кожи выглядит следующим образом; эритема – булла - десквамация - репарация. Пузыри появляются уже через 5-6  часов  от  начала  заболевания, вялые, легко повреждаются при соприкосновении с окружающими предметами и одеждой, легко инфицируются. Синдром Никольского положителен. Гибнут больные  (30-70%) из-за электролитных нарушений, сепсиса.
     ФИКСИРОВАННЫЕ ДЕРМАТИТЫ - чаще всего связаны с приемом фенолфталеина, барбитуратов, тетрациклина, сульфаниламидов, препаратов пиразолонового ряда. После повторного приема этих лекарств у больных  появляются интенсивно окрашенные пятна гиперемии с инфильтрацией и четкими контурами диаметром до 2-7см. Всякий раз пятна появляются на одних и тех же местах. Элементы обычно единичные, реже - множественные, могут принимать характер  везикул  и булл,  нередко сопровождаются  вовлечением слизистых оболочек (афты в полости рта, половых органов). Срок разрешения элементов - 12-14 дней, нередко с сохраняющейся пигментацией.
ЭРИТЕМА 9  ДНЯ  (ЛЕКАРСТВЕННАЯ  ЛИХОРАДКА) - м.б.  иммунной     (иммунокомплексный, III тип реакций) и неиммунной. Проявления  - диффузная  или     крупнопятнистая эритема на коже туловища,  реже – на лице, конечностях,  а также лихорадка, артралгии, гиперестезии. Причины: сульфаниламиды, тетрациклин, пенициллин, цефалоспорины, фенобарбитал, хинидин. После  отмены «виновных» препаратов температура нормализуется через 1-2 дня. Первый эпизод обычно начинается на 8-9 день лечения, повторный прием может привести к гипертермии уже в первые сутки. Механизм этого осложнения до конца неясен, лечат  при необходимости глюкокортикостероидами.
     ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ВАСКУЛИТ - проявление иммунокомплексной  патологии  (3 тип аллергических реакций). Причины: антибиотики (бициллин), барбитураты, новокаин, димедрол, препараты пиразолонового ряда, фенотиазины, мепробамат, пропранолол, сульфаниламиды, тетрациклин. Проявления  - от единичных  до  обильных, сливных. Часто это -  петехии или геморрагическая пурпура (пальпируемая) - эритематозно-папулезная, неясно  очерченная сыпь +/- уртикарии;  м.б. некротические изменения в пораженной коже. Высыпания чаще - на разгибательных  поверхностях, симметричные (поясница, нижние конечности). Типична триада - кожные высыпания в сочетании с  артралгиями и  лихорадкой (возможны также  слабость, миалгии, одышка, головная  боль, периферические невриты, почечный синдром). Васкулит может проявляться и уртикарными элементами (за счет образования анафилотоксинов в ходе активации комплемента).
     ЭКСФОЛИАТИВНЫЙ ДЕРМАТИТ  (ЭРИТРОДЕРМИЯ)  может  возникнуть самостоятельно или осложнить имеющийся дерматит (если  вовремя  не прекратить прием лекарства-аллергена). Чаще встречается у пожилых. Начинается обычно с макулопапулезной сыпи, затем напоминает коревую, скарлатинозную сыпь, с выраженной сухостью кожи, шелушением, образованием трещин и эрозий. Частые спутники – трофические нарушения с выпадением волос, изменениями ногтей, лихорадкой, лимфаденопатией, эозинофилией. Патогенез неизвестен. Наиболее частыми причинами являются: пенициллин, барбитураты, соли золота, мышьяка, сульфаниламиды, аллопуринол, проктолол,  каптоприл, изониазид, кетокеназол.
     КОНТАКТНЫЙ ДЕРМАТИТ  -  может возникнуть от   неомицина, местных анестетиков, антигистаминных, производных парааминобензойной кислоты, сульфаниламидов, глюкокортикостероидов. В первые 6-48 часов в коже - скопления базофилов (кожная базофильная  гиперчувствительность), позже - гиперемия, зуд, папулы - еще позже - отечность,  везикулы, буллы (гистологически: инфильтрация лимфоцитами, макрофагами, эозинофилами, базофилами в сочетании с спонгиозом (межклеточный отек, везикулы). В     случае хронизации – лихенификация (акантоз, паракератоз).
     Следует  отметить, что ряд лекарственных препаратов  наряду  с истинными  аллергическими  способны индуцировать  ложноаллергические реакции чаще  всего реагиноподобного типа,  включая  анафилактоидные реакции. Это может быть обусловлено способностью  некоторых веществ, вызывать высвобождение  гистамина  из  тучных клеток и базофилов  неспецифическим путем без участия иммунной системы (гистаминолиберация).  Подобными свойствами обладают такие препараты, как йодсодержащие  и рентгенконтрастные вещества, маннитол, тетрациклин, декстраны, сывороточный альбумин, индометацин, аспирин, кодеин, карбахолин, морфин, промедол. Такие ложноаллергические реакции чаще возникают у пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гепатобилиарной системы, нейроэндокринными нарушениями, а также при употреблении некоторых продуктов - с высоким содержанием гистамина  или тирамина (тунец, копченая сельдь, сардины, земляника, вяленая ветчина, шпинат, пивные дрожжи, сыр чеддер, пищевые  добавки – красители и консерванты).

заведующая 2-м Т/О – Екатерина Владимировна Ковалькова