Это интересно - Клещевые инфекции: что нужно знать?
КЛЕЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

С наступлением весны и до поздней осени, когда складываются благоприятные погодные условия и увеличивается посещаемость населением лесных массивов, дач, лесопарковых зон отдыха актуальность инфекций, передающихся с клещами, возрастает. На территории Беларуси встречается  12 видов иксодовых клещей, но эпидемическую значимость имеют три широко распространенных и массовых вида – Ixodes persulcatus, Ixodes ricinus, Dermacentor reticulatus. Скопления клещей   обнаруживаются вдоль звериных и людских троп, на обочинах лесных дорог, в местах массового гнездования птиц, вблизи нор грызунов и других местах, где встреча с прокормителем наиболее вероятна. Клещи лишены зрения, но обладают прекрасным обонянием. Запах человека или животного они определяют за 3-5м, что позволяет им принять одну из удобных поз для нападения. Прицепившись к одежде человека, клещ старается проникнуть под нее, что требует некоторого времени. Попав на тело, клещ ищет подходящее место для присасывания, на что может быть затрачено до часа и больше времени. Чаще клещи присасываются в области шеи, груди, подмышечных впадин, паховых складок, поэтому при осмотрах на эти места следует обращать особое внимание. В течение суток активность клещей к нападению неодинакова. В теплые дни наиболее агрессивными они бывают с 8 до 11 ч. С наступлением жары они становятся малоактивными. Возобновляется их агрессивность с 17 до 20 ч.  Наиболее благоприятная температура  для активности клещей в 19 – 20С°.  В пасмурные дни активность их в течение дня почти не меняется. Во время дождя активность клещей резко снижается или прекращается, но в моросящий дождь они могут нападать на человека и животных. Биологическая активность клещей ограничена теплым периодом года. Только в это время происходит питание и осуществляется цикл развития клещей. После заражения проходит некоторое время (инкубационный период), прежде чем выявляется болезнь. Следует помнить, что заболевание возникает лишь при определенных условиях и обычно в весенне-летнее время года.
     К основным клещевым инфекциям, регистрируемых в РБ, относятся:
     • Клещевой энцефалит, возбудителем которого является вирус клещевого энцефалита;
     • Клещевой боррелиоз или болезнь Лайма, причиной которой считается спирохета рода Borrelia;
     • Гранулоцитарный анаплазмоз человека (ГАЧ), источником которого служит внутриклеточный паразит Anaplasma phagocytophila;
     • Моноцитарный эрлихиоз человека (МЭЧ), возбудителями которого являются внутриклеточные паразиты рода Ehrlichia chaffeensis и Ehrlichia muris.
     Самыми распространенными из перечисленных заболеваний считаются клещевой энцефалит и боррелиоз. К настоящему времени достоверно установлено, что один клещ рода Ixodes может быть одновременно носителям до 7 патогенов вирусной и бактериальной природы, что может вызвать развитие у человека микст – инфекции, которое протекает с существенно большей тяжестью, иногда с летальным исходом.
     Клещевой энцефалит (клещевой весенне-летний энцефалит) - природно-очаговая трансмиссивная острая вирусная инфекция с преимущественным поражением центральной нервной системы. В Республике Беларусь встречается центральноевропейский (западный) вариант клещевого энцефалита, который протекает более доброкачественно, чем восточный.  Существуют вакцины от клещевого энцефалита. Бесплатной вакцинации подлежат люди, выезжающие на сезонные работы в Беловежскую пущу, Березенский заповедник, в Приуралье, Сибирь, на Дальний Восток.
     Болезнь Лайма или клещевой боррелиоз природно-очаговое полисистемное заболевание, при котором  возникает поражение кожи, суставов, нервной системы, сердца и развивается хроническое течение. Болезнь обычно развивается стадийно: на первой стадии появляется мигрирующая, кольцевидная  эритема с диаметром  более 5см, может быть общеинфекционный синдром, регионарный лимфаденит. Поражение суставов, нервной системы, сердца появляются позже. Вакцины от Лайм-боррелиоза не разработаны.
     Лучшая профилактика клещевых инфекций это соблюдение правил защиты от укусов клещей:
     • При посещении лесов следует максимально прикрывать тело: надевать  светлую одежду (на ней лучше видно клещей) с длинным рукавом и капюшоном, штаны заправлять в носки.
     • Использовать противоклещевые репелленты в соответствии с инструкцией.
     • Осматривать  свою одежду каждые 2-3 часа, периодически проводить проверку кожных покровов.
     • По возращении из леса тщательно осмотреть одежду, кожные покровы, обращая особое внимание на следующие части тела: шея, подмышки, паховая область, ушные раковины - в этих местах кожа особенно нежная и тонкая, и клещ чаще всего присасывается именно там.
     При обнаружении впившегося клеща, нужно немедленно его вытащить. Лучше это сделать в условиях медицинского учреждения. Но если это невозможно сделать в короткие сроки, клеща можно удалить самостоятельно.
     Существует несколько способов правильного удаления присосавшегося клеща:
     • При помощи хлопчатобумажной нити. Ее завязывают в узел как можно ближе к хоботку. Закручивая концы нити при помощи кругового движения, извлекают клеща, потихоньку подтягивая его вверх. Резкие движения недопустимы.
     • Пинцетом. Клеща нужно захватить как можно ближе к хоботку. Затем его аккуратно вытаскивают, вращая вокруг своей оси в удобную сторону. Обычно через 1-3 оборота клещ извлекается целиком вместе с хоботком. Если же клеща попытаться выдернуть - велика вероятность его разрыва. Нельзя надавливать на брюшко, при этом возможно выдавливание его содержимого вместе с возбудителем в ранку.
     Помните!
     При удалении клеща нельзя использовать масла, жирные кремы, которые закупоривают дыхательные  отверстия клеща и провоцируют дополнительный выброс возбудителя в кровь человека.
     Пострадавшему от укуса клеща следует обратиться в поликлинику по месту жительства  к врачу инфекционисту (терапевту, педиатру) для решения вопроса о назначении профилактического лечения, которое эффективно в первые 72 часа с момента присасывания клеща  и организации медицинского наблюдения.

врач-инфекционист - Прохорчик Юлия Станиславовна