Это интересно - Профилактике заболеваний желудка.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛУДКА
     В Беларуси уделяется значимое внимание профилактике заболеваний желудка, их своевременной диагностике и лечению. Отмечается снижение общей заболеваемости органов пищеварения, однако вопросы заболеваний желудка остаются актуальны. Остановимся на причинах их  появления и методах профилактики.
     Хронический гастрит является самым распространенным заболеванием желудочно-кишечного тракта. Им страдают около 70% взрослого населения.  Данный диагноз всегда подразумевает наличие воспаления слизистой оболочки и развитие определенных морфологических изменений. Основной и самой частой формой гастрита является Hp-ассоциированный гастрит.  Бактерия Хеликобактер пилори является причиной развития 85% всех форм хронических гастритов. К остальным видам относят аутоиммунные  и аллергические поражения, повреждение слизистой оболочки желчью и химическими веществами. Несмотря на главенствующую роль хеликобактерной инфекции, необходимо также учитывать предрасполагающие факторы.  К ним относят злоупотребление острой, жареной и жирной пищей, алкогольными напитками, курение. Также это дефицит полноценных белков, некоторых витаминов и микроэлементов. Все эти факторы снижают восстановление слизистой оболочки, ее питание и местный иммунитет.
     Методами профилактики развития гастрита являются:
     • Выделение групп риска и уничтожение хеликобактерной инфекции
     • Использование различных видов приготовления пищи: тушение, запекание в духовке, варка;
     • Употребление достаточного количества овощей и фруктов, не менее 500 гр. в день. Замена консервированных овощей свежезамороженными;
     • Отказ от курения и злоупотребления алкоголем;
     • Употребление достаточного количества мяса, рыбы, молочных продуктов, содержащих животные белки;
     • Добавление в качестве гарнира гречки, перловой крупы, макарон, картофеля, содержащих растительные белки.
     Данные методы применимы и для профилактики язвы желудка.
     Функциональная диспепсия — это комплекс расстройств пищеварительной системы, сопровождающийся дискомфортом или болью в верхних отделах живота, ощущением переполнения, вздутием живота. Такие жалобы беспокоят около 40% населения. При этом расстройстве не находят признаков других заболеваний пищеварительного тракта, например, гастрита или панкреатита. Симптоматика связана с нарушением функции желудка - повышением чувствительности слизистой оболочки и нарушением сокращения. Для профилактики функциональных нарушений рекомендуется регулярное питание без длительных перерывов, полноценный завтрак, отсутствие переедания. С учетом большого влияния психоэмоциональных стрессов важно укрепление нервной системы, прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна.
     Гастропатии, обусловленные приемом нестероидных противовоспалительных средств (НПВП). Во всем мире хеликобактерное поражение слизистой оболочки и НПВП-гастропатия являются основными причинами развития патологии желудка и ее осложненного течения с развитием эрозий, язв и кровотечений. На данный момент неуклонно растет применение обезболивающих препаратов и антиагрегантов. Одни виды НПВС быстро и эффективно оказывают обезболивающий эффект, повышая качество жизни пациентов. Другие виды являются антиагрегантами и профилактируют образование тромбов. Однако в той или иной степени все они оказывают повреждающий эффект на слизистую желудка путем воздействия на ее защитный барьер. Долгий бесконтрольный прием этих препаратов или сочетание без назначения врача увеличивает возможность поражения желудка. Для профилактики таких повреждений долгосрочный прием этих препаратов и их сочетание должен назначаться только лечащим врачом. Он оценит показания для приема НПВС, факторы риска поражения слизистой оболочки. При необходимости будет назначен прием кислотоснижающих препаратов, защищающих слизистую оболочку.
     Рак желудка. Основным фактором в развитии рака желудка является хеликобактерная инфекция. Для ранней профилактики необходимо выделение групп риска по раку желудка и уничтожение у них этой инфекции. К пациентам группы риска относятся больные с эрозиями и язвами желудка и двенадцатиперстной кишки, отягощенной наследственностью по раку желудка, наличием атрофического гастрита, классифицированного гистологически по шкале степени гастрита OLGA. Возможно проведение лечения хеликобактериоза при отсутствии факторов риска у любого пациента при наличии у него желания профилактировать рак желудка. Другими факторами, доказанными в профилактике рака желудка, являются отказ от курения, умеренное содержание в рационе поваренной соли и поддержание нормальной массы тела.

гастроэнтеролог-диетолог – Лилия Николаевна Косникович