Это интересно - Профилактика туберкулёза
 ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЁЗА

Туберкулез - инфекционное заболевание, которое возникает в результате заражения микобактериями туберкулеза человеческого и бычьего видов. Характеризуется образованием в пораженных тканях очагов специфического воспаления и выраженной общей реакцией организма. Это самое распространенное заболевание в мире.
     Туберкулез является самой злободневной проблемой медицины. Основная причина всплеска туберкулеза - ухудшение условий жизни и питания человека. Поэтому туберкулез является социальным заболеванием. Но, к сожалению, последние время возбудители туберкулеза очень хорошо приспосабливаются к лекарственным препаратам, даже к новейшим антибактериальным средствам. Теперь перед туберкулезом беззащитны все: и бедные, и обеспеченные люди.
Микобактерии туберкулеза были открыты немецким ученым Р. Кохом в 1882 году, и раньше называлась бациллой Коха (ВК). Это бактерия размером около 2-5 микрон.
     Туберкулез - это хроническая бактериальная инфекция, которая, как никакая другая инфекция, вызывает наибольшее число смертей по всему миру. Возбудитель инфекции, микобактерия туберкулеза (палочка Коха, бацилла Коха), распространяется воздушно-капельным путем. Первоначально поражает легкие, однако инфекции могут быть подвержены и другие органы. Считается, что микобактерией туберкулеза инфицировано около 2/3 населения планеты. Однако у большинства инфицированных никогда не развивается сам туберкулез. Это происходит только у людей с ослабленной иммунной системой (особенно ВИЧ-инфицированных), когда бацилла преодолевает все защитные барьеры организма, размножается и вызывает активно текущее заболевание. Ежегодно активным туберкулезом заболевает около 8 миллионов человек, около 3 миллионов заболевших погибает.
     Заражаются туберкулезом чаше дети и подростки, молодые люди, реже инфицируются взрослые и старики. Реакция организма на микобактерии туберкулеза зависит от вирулентности и массивности инфекции, состояния реактивности организма человека, его естественной резистентости и противотуберкулёзного иммунитета.
     В деле предупреждения туберкулеза существенное значение имеет, с одной стороны, уменьшение риска передачи инфекции от больного человека к здоровому (санитарная профилактика) – с этой целью проводится работа в очагах инфекции, раннее выявление туберкулеза среди населения и, особенно в группах повышенного риска; с другой стороны – устранение и уменьшение влияния факторов, обусловливающих снижение средств иммунной защиты человека (социальная профилактика), сокращение числа людей входящих в группы риска.
     Среди населения выделяются группы повышенного риска заболевания туберкулезом. В широкой лечебной сети к этим группам относят лиц, страдающих хроническими неспецифическими заболеваниями легких, сахарным диабетом, психическими расстройствами, пневмокониозами, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизмом и токсикоманиями, людей с заболеваниями, требующими терапии большими дозами гормональных препаратов и другие.
     Неотъемлемым элементом профилактики туберкулеза является санитарное просвещение. Пациенты должны быть подготовлены к трудной ежедневной работе над собой по выполнению предписаний врача и определенных правил гигиены. В этом главный залог успешного лечения.
     Следует запомнить, что уклонение от обследования приводит к заражению окружающих, выявлению уже тяжелых форм заболевания, которые лечатся годами и могут заканчиваться инвалидностью и даже смертью, тогда как своевременно выявленный туберкулез может быть успешно излечен.
     Будучи в очаге туберкулеза, больной должен помнить и соблюдать некоторые санитарные правила. Прежде всего, следует напомнить о «дисциплине кашля». Больной должен по возможности воздерживаться от кашля в присутствии других людей, при кашле отворачиваться от находящихся вблизи людей, прикрывать рот платком, сплевывать мокроту в индивидуальную карманную плевательницу (стеклянную с плотно пригнанной крышкой или одноразовую пластмассовую). В квартире должна проводиться текущая дезинфекция: обеззараживание мокроты и плевательниц, посуды, остатков пищи; сбор, закладывание в мешки, хранение до обеззараживания белья; ежедневная влажная уборка помещения, где находится больной, а также мебели, предметов обихода, с которыми он соприкасается.
     Профилактика заболевания всегда занимала и продолжает занимать существенное место в противотуберкулёзной работе. При этом важную роль в снижении риска заболевания туберкулёзом играют профилактические меры, направленные на укрепление защитных сил организма, соблюдение человеком правильного режима труда и отдыха, полноценного питания, отказа от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя, приём поливитаминов  в весенний период, закаливание, занятие физкультурой,  соблюдение личной гигиены, соблюдение здорового образа жизни, а также мероприятия, оздоравливающие жилищную и производственную среду (снижение скученности и запылённости помещений, улучшение вентиляции).
     Проводится специфическая профилактика туберкулёза – вакцинация новорожденных.
Международный опыт убедительно показывает, что успешная борьба с туберкулёзом возможна только при объединении всех сил общества. Поэтому так необходимо объединение усилий как государственных, медицинских и гражданских институтов в борьбе с этим заболеванием, так и населения всех стран мира.
     Знания особенностей передачи туберкулёзной инфекции и её проявлений необходимы каждому человеку, каждой семье, так как своевременное принятие мер может предотвратить не только передачу инфекции, но и развитие заболевания.

ПОМНИТЕ!
                           ТУБЕРКУЛЁЗ ЛЕГЧЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ!
                  ВНИМАТЕЛЬНО И БЕРЕЖНО ОТНОСИТЕСЬ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ!

Подготовила
     Инструктор-валеолог Цветкова Л.В.