Дата последнего обновления сайта: 2018-01-19

Это интересно - Сифилис
СИФИЛИС

Сифилис (от названия поэмы итальянского врача Дж. Фракасторо «Syphilis sive de morbo Gallico» — «Сифилис, или Французская болезнь», вышедшей в Вероне в 1530 и посвященной описанию болезни некоего пастуха Сифилуса), люэс (от латинского lues — зараза) — хроническое инфекционное заболевание человека, вызываемое бледной трепонемой (спирохетой). Возбудитель под микроскопом имеет вид тонкой спиралевидной нити длиной от 4 до 14 мкм и шириной от 0,2 до 0,35 мкм; вне организма быстро гибнет при высыхании, в течение нескольких сек — при соприкосновении с дезинфицирующими средствами (карболовая кислота, сулема, спирт, мыльная вода), в течение 30 мин — при нагревании до 48°С, моментально — при 100 °С; низкую температуру переносит хорошо.
     У больных сифилисом бледную трепонему обнаруживают в серозном отделяемом язв и мокнущих высыпаний, в пунктате регионарных лимфатических узлов. Заражение возможно при прямой передаче бледных трепонем от больного здоровому, в большинстве случаев — при половых сношениях (половой сифилис), реже — при поцелуях, профессиональном заражении медицинского персонала и др. (внеполовой сифилис).
     Второй путь заражения сифилисом — опосредованный — инфицированием через любой предмет (ложка, стакан, зубная щётка, губная помада и т. п.), на котором имеется невысохшее отделяемое, содержащее бледные трепонемы (так называемый бытовой сифилис).
     В клиническом течении нелеченого сифилиса выделяют несколько периодов. Инкубационный период — от момента заражения до появления первых признаков заболевания — продолжается в среднем около месяца, иногда он укорочен до 9-11 суток или удлинён до 92 суток.
     Первичный период начинается с появления твёрдого шанкра (единичного или множественных), который может развиться на любом участке кожи и слизистых оболочек, куда проникла бледная трепонема. Он представляет собой округлой или овальной формы безболезненную эрозию или язву с пологими краями, гладким дном цвета красного мяса и скудным серозным отделяемым; в основании, как правило, прощупывается плотный инфильтрат; признаки зависят от локализации, воздействия внешних факторов, присоединения вторичной инфекции и т. д. Примерно через 1 неделю увеличиваются близлежащие лимфатические узлы; они уплотнены, безболезненны, подвижны, кожа над ними не изменена (так называемы бубон). Средняя продолжительность периода — 6-8 недель. Первые 2-3 недели существования шанкра, когда серологические реакции в крови (Вассермана, осадочные и др.; см. Серодиагностика) отрицательные, называются первичным серонегативным сифилисом. Он сменяется первичным серонозитивным сифилисом. К концу первичного периода увеличиваются все лимфатические узлы, нередко наблюдаются недомогание, слабость, головная боль, субфебрильная температура — признаки перехода болезни во вторичный период.
     Вторичный период болезни характеризуется появлением на коже и слизистых оболочках различных сыпей (пятнистой, узелковой, пузырьковой, гнойничковой), которые самопроизвольно (без лечения) могут исчезать, а затем появляться вновь (рецидивы), не сопровождаясь повышением температуры, не вызывая субъективных ощущений. Вначале (вторичный свежий сифилис) сыпь обильная, мелкая, симметричная, сохраняется 1-2 месяца. При вторичном рецидивном сифилисе количество элементов сыпи уменьшается, они более крупные, расположены чаще асимметрично и образуют причудливые фигуры (гирлянды, кольца и т. п.). В конце 1-го полугодия заболевания на задней и боковых поверхностях шеи может развиться гиперпигментация с депигментированными пятнами (сифилитическая лейкодерма). Возможно мелкоочаговое или диффузное выпадение волос (сифилитическая плешивость). Нередко поражены внутренние органы, надкостница, кости, нервная система. Серологические реакции, как правило, положительные.
При отсутствии лечения, в среднем через 3-4 года после начала заболевания, наступает третичный период; от вторичного его отделяет скрытая стадия болезни длительностью от нескольких месяцев до многих лет. Могут быть поражены любые органы и ткани, чаще — кожа, слизистые оболочки, кости, сосудистая и нервная системы. В зависимости от величины и глубины залегания сифилитических элементов выделяют бугорковые и гуммозные формы поражения. При первых отмечаются сгруппированные в толще кожи плотные бугорки синюшно-красного цвета, размером от конопляного зерна до горошины; после их исчезновения остаются рубцы. Субъективные ощущения отсутствуют. Гумма проходит несколько стадий развития. Образование плотного безболезненного узла, который увеличивается в размерах и изъязвляется, сопровождается разрушением тканей и нарушениями функций органов.      Сифилитическое поражение спинного и головного мозга может привести к развитию спинной сухотки и прогрессивного паралича.
     При внутриутробном заражении в период формирования плаценты беременность нередко заканчивается преждевременными родами мёртвым плодом; часть детей с врождённым сифилисом выживает, но, как правило, они неполноценны в физическом и умственном отношении. При раннем врождённом сифилисе, помимо сифилидов, характерных для вторичного сифилиса, отмечаются пузырчатка, диффузная папулёзная инфильтрация кожи, специфический насморк; иногда поражены нервная система, кости, внутренние органы. Поздний врождённый сифилис проявляется в возрасте 5-16 лет (иногда и позже) симптомами третичного сифилиса, аномалиями развития зубов, поражением глаз (паренхиматозный кератит), понижением слуха, деформациями костей (например, седловидный нос, саблевидные голени). Серологические реакции при врождённом сифилисе, как правило, положительные. С целью его профилактики все беременные подлежат обязательному серологическому обследованию.
     Лечение сифилиса проводят с учётом периода и формы болезни — отдельными курсами или непрерывным методом. Больные заразными формами сифилиса начинают лечение в стационаре. Применяются антибиотики, подистые щёлочи, соли тяжёлых металлов, органические соединения мышьяка в сочетании с пиротерапией, переливаниями крови, инъекциями алоэ, витаминов и др. неспецифическими методами, направленными на повышение защитных сил организма, и гигиеническим содержанием пораженных участков кожи. По окончании лечения в зависимости от периода болезни, в котором оно было начато, больные остаются на диспансерном учёте в течение 2 или 5 лет и каждые 3-6 месяцев подлежат клинико-серологическое обследованию. Если за этот период признаки клинического или серологического рецидива отсутствуют, после обследования больного терапевтом, рентгенологом, невропатологом и окулистом выдаётся заключение о его выздоровлении.

Подготовил:
     заведующий 2-м терапевтическим  отделением –