Это интересно - Столбняк - первые симптомы, лечение, профилактика.
СТОЛБНЯК –
первые симптомы, лечение, профилактика

Столбняк – острое бактериальное заболевание, при котором возникает тяжелейшее поражение нервной системы с развитием тонического напряжения скелетных мышц и генерализованных судорог. Возбудителем заболевания является столбнячная палочка, которая способна существовать во внешней среде в виде спор годами. Эти споры очень устойчивы к антисептикам и дезинфицирующим средствам, кроме того, они способны выживать при температуре 90С в течение 2 часов. При наступлении благоприятных условий (анаэробная среда, влажность, температура 37 С) происходит прорастание спор в вегетативные формы, которые и продуцируют сильнейшие столбнячные токсины. Более ядовитым признан только ботулинический токсин. Источником инфекции являются травоядные животные, птицы и сам человек, с испражнениями которых столбнячная палочка попадает во внешнюю среду. Механизм передачи возбудителя – контактный, столбнячная палочка проникает в организм человека через поврежденную кожу или слизистые оболочки (ожоги, отморожения, раны, укусы и т. п.). Встречаются случаи инфицирования новорожденных детей, когда при несоблюдении правил асептики столбнячная палочка попадает в пупочную рану. Случаи передачи инфекции от больного человека здоровому не зафиксированы. Человек обладает крайне высокой восприимчивостью к возбудителю столбняка. У переболевших иммунитет не формируется. Доза токсина, вызывающая развитие заболевания, недостаточна для формирования иммунитета. В группу повышенного риска входят подростки, особенно мальчики, из-за высокого травматизма, работники сельского хозяйства и других отраслей, где работа связана с контактом с животными, землей и нечистотами.
     Симптомы столбняка
     Инкубационный период заболевания может длиться от нескольких дней до одного месяца, в среднем от 7 до 14 дней. Чем короче инкубационный период, тем тяжелее протекает болезнь и выше вероятность летального исхода. Начало заболевания всегда острое, лишь в редких случаях регистрируется небольшой продромальный период, выражающийся недомоганием, головной болью, напряжением и подергиванием мышц в месте ранения. Одним из первых признаков столбняка может стать тупая тянущая боль в месте травмы, даже в уже зажившей ране. Первыми специфическими симптомами заболевания, позволяющими заподозрить столбняк, являются: тризм (судорожное сжатие) жевательных мышц, приводящее к затруднению открывания рта; так называемая сардоническая улыбка, придающая лицу злобно-насмешливое выражение (морщинистый лоб, суженные глаза, растянутые в улыбку губы); дисфагия (нарушение глотания), развивающаяся из-за судорожного спазма глоточных мышц, проявляется в виде болезненного затрудненного глотания; ригидность затылочных мышц. Сочетание первых трех симптомов характерно только для столбняка. В данном случае возникающая в результате тонических судорог скелетной мускулатуры ригидность затылочных мышц не является менингеальным признаком, других менингеальных симптомов нет. Это также отличает столбняк от других заболеваний, сопровождаемых судорожным синдромом. В разгар болезни тонические судороги захватывают мускулатуру туловища и конечностей, за исключением кистей и стоп. Тоническое напряжение в мышцах сохраняется практически постоянно, расслабление не происходит даже во сне. С 3–4 дня заболевания в патологический процесс вовлекаются межреберные мышцы, в результате чего дыхание становится учащенным и поверхностным. Патологический процесс захватывает и мышцы промежности, что приводит к нарушению мочеиспускания и дефекации. При тяжелом течении заболевания в результате сильного напряжения мышц спины развивается опистотонус – судорожная поза, при которой голова больного запрокинута назад, а поясничная часть спины приподнята над кроватью настолько, что под ней можно просунуть руку (опора на затылок и пятки). В результате постоянного напряжения скелетных мышц у больных периодически возникают титанические судороги, провоцируемые чаще всего зрительными, слуховыми или тактильными раздражителями. При легком течении заболевания наблюдается 1–2 приступа судорог в день, длительностью от нескольких секунд до нескольких минут. При тяжелом течении приступы могут повторяться многократно в течение часа, становясь более длительными. Период с 7 до 10–14 дня заболевания считается самым опасным для жизни больного. В это время из-за выраженной интоксикации организма возможно нарушение дыхания и сердечной деятельности, которые могут привести к летальному исходу. Период выздоровления длительный, симптомы столбняка ослабевают очень медленно и могут сохраняться в течение 4 недель. Полное восстановление организма наступает через 1,5–2 месяца после начала заболевания.
     Лечение столбняка
     Лечение столбняка может проводиться только в отделении интенсивной терапии стационара. Больному обеспечивается охранительный режим, необходимо исключить воздействие слуховых, зрительных и тактильных раздражителей. Питание больных производится через зонд, при парезе желудочно-кишечного тракта – парентерально. Необходима профилактика образования пролежней. С целью нейтрализации столбнячного токсина в крови однократно внутримышечно вводится большая доза противостолбнячной сыворотки или специфического иммуноглобулина (дозировка определяется врачом индивидуально в каждом конкретном случае). Чем раньше введены эти препараты, тем лучше будет терапевтический эффект. Рану, через которую произошло инфицирование, обкалывают противостолбнячной сывороткой, затем ее широко вскрывают и проводят тщательную хирургическую обработку. В последующем для заживления раны обычно применяются препараты, содержащие протеолитические ферменты (Химотрипсин, Трипсин и др.). Для борьбы с судорожным синдромом применяются седативные и наркотические средства и миорелаксанты. При расстройствах дыхания проводится искусственная вентиляция легких. При необходимости устанавливается катетер в мочевой пузырь и газоотводная трубка в прямую кишку. Профилактика бактериальных осложнений и их лечение осуществляется при помощи антибиотиков. Для борьбы с обезвоживанием и интоксикацией проводится дезинтоксикационная терапия.
     Профилактика столбняка
     Неспецифическая профилактика заболевания заключается в предупреждении травматизма в быту и при производстве, соблюдение правил асептики и антисептики в операционных, родильных залах, при обработке ран. Специфическая профилактика столбняка проводится в плановом или экстренном порядке. Согласно национальному календарю прививок вакцинация проводится у детей с 3 месяцев трехкратно вакциной АКДС (или АДС), первая ревакцинация осуществляется через 1–1,5 года с последующими ревакцинациями каждые 10 лет. Экстренная профилактика проводится при любых травмах, при которых имеет место нарушение целостности кожи и слизистых оболочек, отморожениях и ожогах II–IV степени, укусах животных, при проникающих ранениях кишечника, внебольничных абортах и родах, гангрене и т. п. Помимо введения препаратов для вакцинации проводится тщательная обработка раны. Экстренная профилактика проводится вплоть до 20 дня с момента предполагаемого инфицирования, но чем раньше пострадавший обратится за медицинской помощью, тем выше ее эффективность. Все переболевшие столбняком находятся на диспансерном наблюдении в течение 2 лет.

БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ!

Подготовил: