Это интересно - Дифтерия. Когда следует обратиться за помощью.
ДИФТЕРИЯ.
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗАПОМОЩЬЮ?

Дифтерия – контагиозное (заразное) инфекционное заболевание, которое поражает верхние дыхательные пути (респираторная форма) и характеризируется болью в горле, повышением температуры, появлением белых пленок на миндалинах и в носоглотке.  Данная болезнь способна вызывать поражение кожи и местные инфекционные проявления (кожная форма). Тяжелая инфекционная интоксикация при дифтерии может влиять на весь организм, вызывать системные нарушения, например, проблемы в работе сердца, нервной системы. Данное инфекционное заболевание очень серьезно и иногда заканчивается смертью. Возбудителем дифтерии является дифтерийная палочка, также известная как бактерия Лёффлера (Corynebacterium diphtheriae).
     Данное заболевание впервые описано Гиппократом в V столетии до нашей эры. Во все времена дифтерия являлась одной из основных причин смерти, особенно среди детей. Впервые бактерия, приводящая к развитию данного заболевания, выделена в 1880г. Фридрихом Лёффлером, а антитоксин против дифтерии разработан через 10 лет. Разработка первой противодифтерийной вакцины на основе антитоксина датируется 1920 годом, после чего произошло значительное снижение заболеваемости данной болезнью во всех странах.
     Каковы причины дифтерии?
     Дифтерия вызывается бактерией Лёффлера (Corynebacterium diphtheriae), грам-позитивным микроорганизмом. Существует три биотипа данной бактерии (gravis, mitis и intermedius) связанные с развитием вышеупомянутого опасного инфекционного заболевания. Каждый биотип вызывает симптомы разной степени тяжести.  Бактерия Лёффлера внедряется в слизистую оболочку и мягкие ткани горла, вырабатывает дифтеритический токсин. Данное вещество приводит к некрозу (отмиранию) тканей и возникновению специфических пленок на поверхности слизистых оболочек. Вырабатываемый токсин всасывается или диссеминирует (просачивается) в кровь и лимфу, распространяется по всему телу и приводит к более тяжелым последствиям. Кожная дифтерия обычно вызвана микроорганизмами, которые не производят токсины, поэтому характеризируется более легким течением.
Данное заболевание передается от инфицированных лиц или бессимптомных носителей (инфицированных, но не проявляющих признаков болезни). Заражение происходит во время вдыхания респираторных секретов, при прямом контакте с носоглоточными выделениями или кожными ранами. Изредка распространение болезни возможно посредством предметов, загрязненных инфицированным лицом.
     Что можно отнести к факторам риска?
     К факторам риска развития дифтерии относят:
•    отсутствие или неполная иммунизация против данного заболевания;
•    антисанитарные условия проживания;
•    тесное жилье (слишком много людей на ограниченной площади);
•    скомпрометированная иммунная система;
•    поездки в эндемические районы (особенно людей, не получивших вакцину).
     Каковы основные признаки дифтерии?
     Симптомы респираторной формы заболевания могут напоминать вирусную инфекцию верхних дыхательных путей, и только с развитием болезни проявления становятся более серьезными и характерными для дифтерии. Лица, зараженные вышеупомянутым заболеванием, начинают испытывать симптомы через 2-5 дней после попадания бактерии Лёффлера в организм. У некоторых людей дифтерия протекает бессимптомно (асимптоматически).
     К проявлениям респираторной формы данного заболевания относят:
•    Боль в горле;
•    Повышение температуры;
•    Охриплость;
•    Затрудненное глотание;
•    Недомогание;
•    Слабость;
•    Головная боль;
•    Кашель;
•    Выделения из носа (могут содержать гной или жидкость с примесью крови);
•    Увеличение лимфатических узлов шеи («шея быка»);
•    Затрудненное дыхание.
     Когда респираторная форма дифтерии прогрессирует, то на слизистой горла, миндалин, носоглотки появляются серые, плотные пленки, которые трудно удалить. Распространение данных мембран на гортань и трахею может привести к обструкции дыхательных путей с последующим удушением и смертью.
     Системные проявления дифтерии вызваны действием специфического токсина при распространении к разным органам и системам из очага инфекции.  Наиболее часто вовлекаются в процесс сердце и нервная система. Основными осложнениями являются воспаление мышц сердца (миокардит), нарушения ритма и проводимости сердца, мышечная слабость, онемение отдельных участков тела, проблемы со зрением.
Кожный тип дифтерии характеризируется появлением безболезненной красной раны, которая вскоре становится незаживающей язвой, покрытой серо-коричневой коркой.  Данная легкая локализированная кожная инфекция редко связана с системными осложнениями.
     На заметку:
     Когда следует обратиться за медицинской помощью?
     Как указывалось выше, начальные симптомы дифтерии напоминают вирусное заболевание верхних дыхательных путей (простуду, ОРВИ). Существуют специфические симптомы, которые указывают на необходимость обращения за медицинской помощью:
•    Сильная боль в горле и невозможность глотать;
•    Опухание шеи;
•    Затруднение при дыхании;
•    Боль в груди;
•    Сильная слабость или онемение;
•    Контакт с больным дифтерией или пациентом, у которого подозревают данное заболевание;
•    Повышение температуры тела у людей с ослабленной иммунной системой.
     Как поставить диагноз «дифтерия»?
     Для постановки диагноза дифтерия необходимо выделить культуру бактерии Лёффлера (Corynebacterium diphtheriae). Определение наличия дифтеритического токсина служит еще одним подтверждением данного заболевания. Для выделения вышеупомянутой бактерии необходимо изучить образцы выделений из носа и горла больного и выделить культуру микроорганизмов. Кроме того, при подозрении на дифтерию следует провести данное исследование каждому, кто имел тесный контакт с пациентом. Определение дифтеритического токсина, возможно, провести только в специальной лаборатории. Если диагноз дифтерии подтвержден, следует известить санитарно-эпидемиологическую службу.
     С целью определения влияния данного заболевания на другие органы и системы дополнительно проводят анализы крови, визуализирующие исследования (компьютерная томограмма шеи), ЭКГ.

заведующая 2-м терапевтическим  отделением –
     Екатерина Владимировна Ковалькова