Это интересно - Предупредим энтеровирусную инфекцию.
Предупредим энтеровирусную инфекцию.
      Проблема энтеровирусной инфекции остается особенно актуальной в летний период в связи с повышением заболеваемости именно в этот период времени.
     В Российской Федерации регистрируется сезонный подъем энтеровирусных серозных менингитов, отмечается последовательное вовлечение в эпидемический процесс населения различных административных территорий. Так, по данным средств массовой информации с начала июня случаи заболеваний, в том числе и групповые, регистрируются преимущественно среди организованных детей до 14 лет в Ростовской, Липецкой, Нижегородской, Астраханской областях и в г. Москве.
     В Республике Беларусь за 6 месяцев 2013 года эпидемиологическая ситуация по энтеровирусным инфекциям оценивается, как контролируемая.
     За 6 месяцев 2013 года в г. Минске зарегистрировано 146 случаев энтеровирусных инфекций, что на  51,9 % больше, чем в прошлом году (95 случаев), в Ленинском районе – 16 случаев, на 33.7 % больше аналогичного периода (12 случаев), в том числе в г. Минске  зарегистрировано 2 случая энтеровирусного менингита, в Ленинском районе случаи энтеровирусных серозных менингитов не регистрировались. Чаще энтеровирусной инфекцией болели не организованные дети ясельного возраста, которые составили 56,3 %. Как правило, заражение детей происходит дома при употреблении в пищу не мытых (или недостаточно вымытых) ягод и фруктов, бананов, винограда, мандарин.
       Вызываются заболевания энтеровирусами  Коксаки и Экхо, которые очень устойчивы во внешней среде. Энтеровирусы хорошо переносят низкие температуры: в условиях холодильника они сохраняются в течение нескольких недель, в водопроводной воде выживают до 18 дней, в речной воде - около месяца, в очищенных сточных водах - до двух месяцев,  на поверхностях до 70 дней.
      Энтеровирусная инфекция распространена повсеместно. Человек, в организм которого попал энтеровирус,  чаще становится носителем,  или переносит заболевание в легкой форме. Около 85% случаев заболеваний протекает бессимптомно, в 12-14% диагностируются легкие формы заболевания, и только 1-3% имеют тяжелое течение.
       Источником инфекции является только человек - больной или здоровый носитель. Вирус выделяется в окружающую среду из носоглотки человека в течение 1-2 недель после начала заболевания, из фекалий - в течение нескольких недель и даже месяцев.  Он поражает маленьких детей при попадании небольшой дозы с водой или с пищей. Основными путями передачи энтеровирусной инфекции являются водный, контактно-бытовой, воздушно-капельный. К факторам передачи инфекции относятся: вода, фрукты, овощи, грязные руки, игрушки, объекты внешней среды.
         Энтеровирус  в основном  поражает детей до 10 лет, наиболее подвержены инфекции дети первого года жизни. Серьезные осложнения энтеровирус  чаще всего вызывает у детей до двух лет. У взрослых людей вероятность развития заболевания незначительна.
          Учитывая способность вируса несколько дней сохраняться в окружающей среде, для инфицирования  не обязателен непосредственный контакт с больным.
         Заболеванию свойственна высокая контагиозность, образование эпидемических очагов в организованных детских коллективах, а также семейных очагов.
         Энтеровирусы способны поражать многие органы и ткани  (центральную и периферическую нервную систему, сердце, легкие, печень, почки, желудочно-кишечный тракт, кожу, органы зрения). В связи с этим различают различные формы заболевания. Наиболее распространенными является: энтеровирусная лихорадка или «летний грипп», герпангина, энтеровирусная экзантема, энтеровирусный везикулярный фарингит, геморрагический конъюнктивит, энтеровирусная диарея, миокардит. Наиболее тяжело протекает серозный вирусный менингит.
         Несмотря на разнообразие клинических вариантов инфекции, выделяют общие для всех проявления болезни. Заболевание начинается остро с внезапного подъема температуры до 39◦, головной боли, общей слабости, недомогания, головокружения, нарушения сна, часто появляются тошнота и повторная рвота.  При появлении указанных симптомов необходимо немедленно обратиться к врачу.

Как избежать заражения энтеровирусной инфекцией?
       Чтобы уберечь себя и своих детей от энтеровирусной инфекции надо соблюдать элементарные правила личной гигиены: тщательно мыть руки перед кормлением ребенка, после посещения туалета, перед приемом пищи, после прихода домой с улицы; мыть  дверные ручки, краны, ручки для спуска воды в туалете.
         Немытые фрукты и овощи – частые виновники кишечных и энтеровирусных инфекций. Взрослые забывают, что мыть нужно не только приобретенные  на рынке бананы, мандарины,  черешню, но и даже малину, смородину, яблоки и сливы  со своего огорода и сада. Кроме того,  необходимо фрукты, ягоды, овощи тщательно мыть сначала под проточной водой, затем  обдавать кипятком;
        В августе очень часто причиной  кишечных и энтеровирусных инфекций  являются арбузы и дыни. Многие родители требуют на рынке надрезать плод и дают ребенку попробовать кусочек. Делать этого недопустимо, так как нож у продавцов не бывает чистым и руки на рынке никто не моет. Лучше пусть фрукты на вашем столе окажутся немного недозрелыми, но все члены семьи будут здоровы. Перед употреблением обязательно вымойте арбуз и дыню водой с мылом и щеткой.
          Не употребляйте  для питья водопроводную воду, воду из открытых водоемов, колодцев, других источников водоснабжения,  отдавая предпочтение питьевой воде, расфасованной в бутылки; не купайтесь  в водоемах, где купание не рекомендуется или вообще запрещено; соблюдайте режим мытья столовой и кухонной посуды, с использованием моющих средств и ошпаривания, посуду, где хранились сырые продукты, тщательно мойте  с моющими средствами и ошпаривайте (если не используется посудомоечная машина); используйте  разделочный инвентарь (ножи, разделочные доски) отдельно для сырых и вареных продуктов, для салата, хлеба; не допускайте соприкосновения между продуктами, не прошедшими и прошедшими кулинарную обработку; упаковывайте  каждый продукт в отдельную чистую упаковку, берегите  продукты от загрязнения.
         Учитывая возможную передачу энтеровируса воздушно-капельным путем, необходимо соблюдать масочный режим при возникновении в коллективе или в семье случая заболевания энтеровирусной инфекции. Помещения необходимо тщательно проветривать. Наиболее эффективно сквозное проветривание.
        Соблюдение простых мер профилактики в большинстве случаев позволит предотвратить инфицирование возбудителями острых кишечных инфекций, в том числе энтеровирусами.
       Помните, что заболевание легче предупредить, соблюдая элементарные меры профилактики, чем лечить.

Заведующий противоэпидемическим отделением
Центра гигиены и эпидемиологии