Дата последнего обновления сайта: 2018-01-19

• прямое переливание крови;
  • обменные пере¬ливании;
  • аутогемотрансфузия;
Обменное переливание крови представляет собой частичное или полное удаление крови из кровяного русла реципиента одновременное возмещение ее таким же количеством вливаемой крови. Показаниями к обменной трансфузии служат различные отравления, гемолитическая болезнь новорожденных, гемотрансфузионный шок, острая почечная недостаточность. При обменном переливании удаляют вместе с эксфузируемой кровью яды, ток¬сины. Вливание крови проводят с заместительной целью.
Для обменного переливания используют свежеконсервированную или консервированную кровь небольших сроков хранения. Кровь переливают в любую поверхностную вену, эксфузию прово¬дят из крупных вен или артерий для предупреждения свертывания крови при длительной процедуре. Удаление крови и вли¬вание донорской крови производят одновременно со средней скоростью 1000 мл за 15—20 мин. Для полноценного замещения крови требуется 10—15 л донорской крови.
Аутогемотрансфузия — переливание больному собственной крови, взятой у него заблаговременно до операции, непосредственно перед или во время операции. Целью аутогемотрансфузии является возмещение потери крови во время операции соб¬ственной кровью больного, лишенной отрицательных свойств до¬норской крови. Аутогемотрансфузия исключает возможные ослож¬нения при переливании донорской крови: иммунизацию реципиента, развитие синдрома гомологичной крови, а кроме того, позволяет преодолеть трудности подбора индивидуального донора для больных с наличием антител к антигенам эритроцитов, не входя¬щих в систему АВО и резус Показания к аутогемотрансфузии следующие: редкая группа крови больного, невозможность подбора донора, риск развития тяжелых посттрансфузионных осложнений, операции, сопровождающиеся большой кровопотерей. Противопоказаниями к аутогемотрансфузии служат воспалительные заболевания, тяжелые заболевания печени и почек  в стадии кахексии, поздние стадии
злокачественных заболеваний.
Ранее других   известен   метод  реинфузии   крови,    или обратного переливания крови, излившейся в серозные полости - брюшную или плевральную вследствие травматического повреж¬дения, заболеваний внутренних органов или операции. Реинфузин крови при повреждении органов живота применяется при нару¬шенной   внематочной беременности,  разрыве селезенки,  печени, сосудов брыжейки, при закрытом повреждении органов груди - разрыве  внутригрудных  сосудов,  легкого.   Противопоказаниями к реинфузии служат повреждения полых органов груди — круп¬ных бронхов,  пищевода  и  полых   органов  брюшной   полости - желудка, кишечника, желчного пузыря, внепеченочных желчных путей, мочевого пузыря, а также наличие злокачественных ново¬образований. Не рекомендуется переливать кровь, находившуюся в брюшной полости более 24 ч.
Реинфузия весьма эффективна при восполнении кровопотери во время операции, когда собирают и вливают больному кровь, излившуюся в операционную рану. Противопоказаниями к реинфу¬зии крови, излившейся в рану, служат загрязнение крови гноем, кишечным, желудочным содержимым, кровотечения при разрывах матки, злокачественные новообразования.
Аутотрансфузия предварительно заготовленной крови предусматривает эксфузию и консервацию крови. Эксфу¬зию крови наиболее целесообразно проводить за 4—6 дней до операции, так как за этот период достигается восстановление кровопотери, а взятая кровь хорошо сохраняет свои свойства. В восстановлении кровопотери играет роль не только перемещение межтканевой жидкости в кровеносное русло, как это имеет место при любой кровопотере, но и стимулирующее действие взятия крови на кроветворение.
Одним из способов уменьшения операционной кровопотери является гемодилюция (разведение крови), которая прово¬дится непосредственно перед операцией. При этом больной во время операции теряет разжиженную, разведенную кровь с умень¬шенным содержанием форменных элементов и плазменных факто¬ров.
Метод гемодилюции может быть применен перед операцией для уменьшения кровопотери и без эксфузии крови за счет введения инфузионных сред, хорошо удерживающихся в сосудистом русле благодаря коллоидным свойствам и увеличивающих объем цир-кулирующей крови  в соче¬тании с солевыми кровезамещающими жидкостями.
Аутоплазмотрансфузия - возмещение кровопотери можно осуществлять собственной плазмой больного с целью обес¬печения операции идеальным кровезамещающим средством и пре¬дупреждения синдрома гомологичной крови. Аутоплазмотрансфузия может применяться для возмещения кровопотери при заготовке аутокрови. Для возмещения операционной кровопотери аутоплазму переливают как кровезамещающую жидкость или как составную часть крови. Комбинация аутоплазмы с отмытыми размороженными эритроцитами позволяет предупредить синдром гомологичной крови.

Подготовила
Инструктор –валеолог Цветкова Л.В.