Это интересно - ЛЕЧЕНИЕ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
ЛЕЧЕНИЕ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
  Важнейшим условием успешного лечения является своевременная диагностика основного заболевания, приведшего к сердеч¬ной недостаточности, правильная оценка его остроты или активности и энергичное его лечение. Лечение самой сердечной недостаточности фак¬тически имеет симптоматический характер.
Общие меры:
   Исключают нагрузки, усиливающие тахикардию и одышку. При значительной недостаточности показан постельный режим или (лучше) пребывание в удобном кресле. В связи с опасностью тромбо-эмболических осложнений и бронхопневмонии постельный режим не должен быть более продолжительным, чем это необходимо, в связи с паде¬нием функции сердца и активностью основного заболевания. Полезна лечебная физкультура, особенно дыхательная и для ног. По мере улуч¬шения состояния можно немного расширить нагрузки (в переносимых пределах).
Прием поваренной соли ограничивают до 2—5 г/сут (вместо обычных 6—15 г) в зависимости от выраженности недостаточности. Более значи¬тельное ограничение соли, например рисово-компотная диета, целесооб¬разно лишь на короткое время у наиболее тяжело больных. При этих условиях, если удается поддерживать адекватный диурез, количество принимаемой жидкости может быть около 1—1,5 л/сут. Питание должно быть частым (5—6 раз в сутки), малокалорийным. Полезно включать богатые калием продукты.
  Сердечные гликозиды в большинстве случаев являются сущест-венным компонентом лекарственного лечения. Гликозиды назначают внутрь или внутривенно. Всегда полезно учесть опыт лечения данного больного в прошлом.
Лечение сердечным гликозидом более эффективно, если сердечная недостаточность сочетается с мерцанием предсердий с частым желудоч-ковым ритмом. Гликозиды менее эффективны, если сердечная недостаточность развивается на фоне аортального порока, еще меньше — на фоне митрального стеноза (с синусовым ритмом), конструктивного перикар¬дита. Эффективность гликозидов, как правило, мала, а опасность токси¬ческих эффектов велика, если сердечная недостаточность обусловлена острым инфарктом миокарда, активным миокардитом, застойной и алко¬гольной кардиомиопатией, выраженным тиреотоксикозом, анемией. Наз¬начение гликозидов в этих случаях оправдано главным образом при наличии мерцания предсердий. Лечение гликозидом часто неэффективно при крайней кардиомегалии в конечной стадии хронической сердечной недостаточности.
Индивидуальная чувствительность к сердечным гликозидам очень ши¬рока, а различие между терапевтической и токсической дозой невелико. Поэтому признаки интоксикации наблюдаются часто. Признаками интоксикации являются потеря аппетита, тошнота, рвота, понос, нарушения зрения, расстройства ЦНС. Однако такие же симптомы могут возникнуть и в связи с самой сердечной недостаточностью. При их оценке важно принимать во внимание дозу гликозида (лучше кон¬центрацию препарата в крови), другие признаки интоксикации, общее состояние больного. Диспепсических явлений, связанных с интоксика¬цией, нельзя избежать, переходя на внутривенное введение. Более опасны появление выраженной брадикардии, неполной или полной атрио-вентрикулярной блокады (проксимального типа), желудочковых экстрасис¬тол, предсердной тахикардии с поперечной блокадой, мерцания предсердий. Эти изменения характерны для серьезной интоксикации и требуют пере-рыва в лечении. Наиболее опасны частые желудочковые экстрасистолы, особенно политопные, групповые и ранние, которые указывают на необ¬ходимость немедленной отмены гликозида в связи с опасностью желудочковой тахикардии и мерцания желудочков. Различные аритмии, свой¬ственные серьезной интоксикации гликозидом, распознаются главным образом на ЭКГ, которую надо регистрировать часто. Выраженная интоксикация сердечным гликозидом требует, помимо отмены препарата, как правило, специального лечения в стационаре. Абсолютным противопоказанием к использованию сердечных глико¬зидов фактически является лишь выраженная интоксикация ими. Другие состояния, включая брадикардию и нарушения ритма, не связанные с приемом гликозидов, хотя и затрудняют лечение, но должны рассматри¬ваться как относительное противопоказание, и если сердечная недоста¬точность нарастает, гликозиды следует все же осторожно использовать. При гипертрофическом субаортальном стенозе они ухудшают гемодинамику и не должны применяться.
  Диуретики играют большую роль в лечении сердечной недостаточ¬ности. При левожелудочковой недостаточности они иногда более активны, чем сердечные гликозиды.
Все диуретики вызывают некоторую потерю калия, к чему особенно чувствительны больные с сердечной недостаточностью, поскольку дефицит калия способствует развитию эктопических аритмий и ухудшает переносимость сердечных гликозидов. Поэтому таким больным важно назначать обогащенную калием диету, а если диуретик дают чаще чем 2 раза в неделю, то добавляют препараты калия.
  Вазодилататоры облегчают работу сердца, уменьшая приток к нему крови и периферическое сосудистое сопротивление.
   Прочее лечение:
При цианозе показана оксигенотсрапия.  Многие больные
нуждаются в легкой седативной терапии. Чрезвычайно важен общий уход. тщательный уход за кожей (опасность пролежней, язв).

Прогноз:
Прогноз при сердечной недостаточности определяется характером и активностью основного заболевания и его курабельностью, выражен¬ностью сердечной недостаточности, переносимостью лечения. Крайняя кардиомегалия обычно указывает на плохой ближайший прогноз.
Трудоспособность при сердечной недостаточности I стадии определя¬ется характером работы и может сохраняться, если работа не связана с физическими и большими психологическими нагрузками. При недоста¬точности II стадии больные, как правило, нетрудоспособны, возможна легкая работа на дому. При недостаточности III стадии трудоспособность полностью утрачена. Трудоспособность может быть также дополнительно ограничена основным заболеванием.
Больным с заболеванием сердца необходимо избегать факторов, про¬воцирующих сердечную недостаточность. Показана диспансеризация для систематического контроля и необходимого лечения основного заболе¬вания.

ПОМНИТЕ! САМОЕ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО УСПЕШНОГО ЛЕЧЕНИЯ – СОТРУДНИЧЕСТВО ВРАЧА И ПАЦИЕНТА.

Подготовила
Инструктор-валеолог Цветкова Л.В.