Это интересно - Курение и онкозаболевания
КУРЕНИЕ И ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯ
                                                   «Яд, который не действует сразу,
                                                                    не становится менее опасным»
                                            Лессинг
   Курение - не просто вредная привычка, это умственное и поведенческое расстройство, обусловленное использованием психоактивных соединений.
Курение - час за часом, день за днём, месяц за месяцем, год за годом постепенно разрушает здоровье беззаботных курильщиков.
   В состав табачного дыма входит около 4000 различных компонентов, в том числе 755 углеводородов, 920 гетероциклических азотистых соединений, 22 нитрозамина, а также газовые фракции несгоревших частиц и смол.
   Никотин относится к сильным растительным ядам. Его смертельная доза, 80-120 мг она содержится в одной сигарете. В организм при выкуривании сигареты поступает 2-4 мг никотина. Чем чаще человек курит, тем больше никотина поступает в его организм. Даже при выкуривании одной пачки сигарет за короткое время может наступить тяжёлое отравление и даже смерть. Курение является одной из самых частых причин смерти, которую человек в силах предотвратить.
   Никотин вызывает зависимость, действуя на дофаминовые структуры головного мозга; в результате закрепляется восприятие «позитивного эффекта» и формируется желание его повторить. Дофамин участвует в формировании мотивации, регулирует эмоции. Активирующее влияние никотина на мозг связано также и с повышением концентрации адреналина и норадреналина (гормонов стресса), других гормонов надпочечников. Никотин создаёт ощущение «снижение уровня стресса» за счёт повышения высвобождения «внутримозгового» опиата - эндорфина, (т.н. гормон удовольствия). Это и воспринимается как «снятие стресса», но требует продолжения, и для сохранения «антистрессового» эффекта придётся выкурить ещё не одну сигарету. И затем продолжать курить, чтобы «снять стресс» от последствий курения, т.е. попасть в тяжёлую зависимость.
    Ещё до развития никотиновой зависимости употребление любых видов табака вызывает вредные для здоровья последствия.
   Примерно 30% всех опухолей человека и смертей от рака связано с курением. Из этого следует, что в Беларуси из всех случаев злокачественных новообразований, каждый третий связан с курением.

Рак лёгкого
   Среди онкологических заболеваний за последнее десятилетие рак лёгкого стал одним из самых распространённых, как в мире, так и в Беларуси.
    Соотношение болеющих мужчин и женщин 10:1.
  Рак лёгкого - одно из самых опасных онкозаболеваний. Он не имеет специфических симптомов; выявляется часто уже в запущенных стадиях; относится к трудноизлечимым заболеваниям; без лечения быстро прогрессирует, и в течение 1-2 лет наступает смерть.
   На долю курения приходится 95% всех случаев рака лёгкого.
Причины заболевания
1. У человека есть специфический ген р53, который является наиболее важным в противоопухолевой защите. Табачный ген вызывает мутации или разрушение гена р53. Это является причиной возникновения не только рака лёгкого, но и губы, полости рта, гортани и других органов.
2. Загрязнение окружающей среды;
3. Профессиональные вредности;
4. Хронические воспалительные заболевания лёгких;
5. Генетическая предрасположенность;
Признаки заболевания
1.    Большой инкубационный период;
2.    Редко рак лёгкого проявляется внезапно;
3.    Чаще протекает хронически;
4.    Приступы кашля;
5.    Появление болей в груди;
6.    Периодическое повышение температуры;
Меры профилактики и предупреждения рака лёгкого
1.    Отказ от курения;
2.    Ежегодные флюорографические обследования;
3.    При наличии хронических заболеваний лёгких периодическое прохождение курсов лечения;
4.    Тщательное лечении воспаления лёгких, ОРВИ и гриппа;
5.    Защита окружающей среды;
   Наличие связи между курением и меланомой (рак кожи) не подлежит сомнениям. У курильщиков с большей вероятностью обнаруживали  метастазы при первичном обращении о поводу меланомы, чем некурящих. С ростом количества выкуриваемых сигарет рос процент обнаружения метастазов.
   Особую тревогу вызывает рост раковых заболеваний полости рта в связи с курением. Табак может стимулировать развитие лейкоплакии и эритроплазии, которые имеют потенциальный риск для озлакачествления; стимулировать клеточные изменения, типичные для предраковых заболеваний и истинно злокачественное превращение.
   Современной медицине известно, что риск возникновения рака половых органов у крильщиков значительно больше, чем у тех людей, кто не имеет пристрастия к табаку.

Нужно помнить:
1.    Табачный дым вреден не только для курящих, но и для тех, кто находится рядом;
2.    Чем раньше человек начинает затягиваться сигаретой, тем короче у него жизнь;
3.    Табачный дым загрязняет окружающую среду;
4.    Количество радиактивного полония увеличивается в дыме, если сигарету выкуривают до конца, торопливо и глубоко затягиваясь;
5.    Риск заболевания онкологическими заболеваниями у курящих людей гораздо выше, чем некурящих;
6.    Никотин вызывает сильную физическую зависимость, сравнимую с наркотической.

Здоровье человека на половину зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт, и только остальные 50% связаны с наследственными факторами, условиями среды, от деятельности медицины.
   Здоровый образ жизни включает не только отказ от разрушителей здоровья (вредных привычек); но и двигательную активность; рациональное питание; закаливание, личную гигиену и, конечно, положительные эмоции.

СТОИТ ХОРОШО ПОДУМАТЬ, ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СДЕЛАТЬ ВЫБОР: ТАБАКОКУРЕНИЕ ИЛИ ЗДОРОВЬЕ!

Подготовила
инструктор-валеолог Цветкова Л.В.