Это интересно - Медицинское обслуживание пожилых людей: особенности и задачи
Медицинское обслуживание пожилых людей: особенности и задачи

Главный внештатный гериатр комитета по здравоохранению, руководитель городского гериатрического центра Токарева И.В.

С какими проблемами и особенностями приходится сталкиваться медикам при работе с пожилыми людьми:

• С возрастом увеличивается патологическая пораженность. Число диагностируемых заболеваний у одного и того же больного повышается с каждым десятилетием.
  • У пожилых и старых людей развитие и течение заболеваний во многом обусловлены новыми качественными изменениями в организме, что следует учитывать при диагностике, лечении и профилактике.
  • Множественность хронически протекающих заболеваний взаимно отягощают друг друга, ухудшают прогноз.
  • На фоне общего снижения реактивности, особенностей течения воспалительных процессов, изменений системы иммунитета, возрастных сдвигов заболевания протекают атипично, бессимптомно, скрыто.
  • Диагностика болезней у лиц старших возрастных групп требует иных подходов, является более сложной и трудоемкой.
  • Важной проблемой в гериатрии является проблема ятрогении – отрицательного воздействия неправильно понятых больным слов врача. Возможности адаптационных реакций у пожилых людей снижены, и любое неадекватное воздействие (лекарственное, инструментальное, физиотерапевтическое, психологическое) может привести к тяжелым последствиям, ухудшению состояния больного, которое неверно «списывается» за счет прогрессирования заболевания или старости.
  • Следующий важный аспект в гериатрии – деонтологический.
    Такт и сочувствие, внимание и милосердие, настойчивость и убеждение, строгость и доброта, а также многие другие качества должны быть присущи медицинским сотрудникам, работающим с пожилыми и старыми людьми.
  • Деонтологические аспекты взаимосвязаны с психологическими. Знание психологии стареющего человека необходимо для тесного психологического контакта между врачом и пациентом, ибо отсутствие понимания и сочувствия снижает настроение, нарушает сон, общее самочувствие больного.
  • У пожилых пациентов встает проблема разграничения «нормы» и «патологии», разделения морфофункциональных изменений, возникающих в процессе естественного старения и привнесенных заболеваниями. Трудности возникают при общей оценке здоровья старого человека.
  • Чисто медицинские проблемы среди проблем старения занимают лишь 16%. Остальные проблемы пожилого и старого человека являются социальными. По мере старения организма меняется положение человека в обществе, семье.
  • У пожилых людей довольно часто отмечается снижение памяти, концентрация внимания, подавленное настроение, беспокойство, раздражительность и другие симптомы, сопровождающие преждевременное старение. Поэтому помощь психолога и психотерапевта пожилым людям иной раз просто необходима.

Под физиологическим старением понимают естественное начало и постепенное развитие старческих изменений, характерных для данного вида и ограничивающих способность организма адаптироваться к окружающей среде.
Под преждевременным старением понимают возрастные изменения, наступающие раньше, чем у здоровых людей соответствующего возраста. Иначе говоря, при преждевременном старении биологический возраст человека опережает его календарный (паспортный) возраст.

Выделяют факторы риска преждевременного старения:

• гиподинамия;
  • длительные, часто повторяющиеся стрессы;
  • нерациональное питание;
  • наличие хронических заболеваний;
  • вредные привычки;
  • отягощающая наследственность (короткая продолжительность жизни родителей).

С какими трудностями приходится сталкиваться при направлении пожилого человека к психологу или психотерапевту:

• Иногда, навязываемый пожилому пациенту психологический контакт воспринимается им «в штыки». В нем видят угрозу нападения на свое «Я».
  • При направлении на консультацию  без предварительной подготовки пациент воспринимает это сообщение с позиции нарушения своей самостоятельности и психической безопасности.
  • Беседа с психотерапевтом воспринимается, как намек на то, что «стал не таким, как раньше»

У пожилых людей встречаются следующие крайности:

• Физиологически стареющие люди не ощущают значительного ограничения своих физических и психических возможностей и за медицинской помощью не обращаются. Нередко эти пациенты «списывают» на свой преклонный возраст часть своих жалоб и ощущений, связанных с болезнью.
  • Часть пожилых людей каждый день «находят» у себя все новые и новые болезни. Они ходят в поликлинику, как на работу. У врачей требуют все новые и новые обследования, назначение большого количества медикаментов.
  • Пессимистично настроенные пациенты, которые посещают изредка врача, необщительны, считают, что они «смертельно» больны и никто им уже не поможет. Склонны к депрессии и суициду. Это самая сложная группа больных.

Вот и стоят задачи перед медицинскими работниками, в том числе и перед валеологами: не дать пожилому пациенту «уйти в болезнь» и мотивировать его к сохранению здоровья, его восстановлению, к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Установка. Для любого пациента  важна установка на долгую жизнь. Эта категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Подтверждение тому – множество хорошо известных примеров негативного действия установки на болезнь, уход в болезнь.

Мотивация. Фокусирование на здоровье, наоборот, мотивирует поведение на положительные цели, когда любое достижение рассматривается как победа. Для сохранения и восстановления здоровья человек сам должен совершить какие-то действия. Для каждого действия нужен мотив. Для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Профилактика болезней заключается не только в правильном питании, физической активности, отказе от вредных привычек (курения, алкоголя), но и в конкретных действиях, имеющих целью предупреждение болезней и своевременное обнаружение начинающегося недуга.
Для раннего выявления заболевания нужно ежегодно проходить профилактическое обследование, даже если ничего в настоящий момент не беспокоит.
Людям пожилого возраста следует посещать терапевта не реже двух раз в году, артериальное давление надо измерять ежедневно, раз в полгода проверять уровень глюкозы крови, холестерина крови, обязательно выполнять общие анализы крови, мочи, электрокардиограмму, один раз в год проходить флюорографию, измерение внутриглазного давления.
Женщины должны посещать 2 раза в году гинеколога, делать УЗИ молочных желез, маммографию.
Мужчинам следует посещать мужской смотровой кабинет или врача уролога, особенно после 60 лет, когда по статистике возрастает угроза рака прямой кишки и предстательной железы.

В городе работают и общественные организации и объединения для пожилых людей:
1.Белорусское общественное объединение ветеранов войны и труда,
2.«Белорусское общество инвалидов»,
3.Белорусская общественная организация солдатских матерей,
4. Общественный «Клуб бабушек»,
5.«Белорусское товарищество инвалидов по зрению»,
6.Общественное объединение «Республиканская ассоциация членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане» и другие.

Задача общества – сделать все возможное, чтобы продлить жизнь пожилых людей, окружить их вниманием и заботой и главное в этом не только лекарства, медицинская помощь, но и доброе, чуткое отношение к нашему старшему поколению.