Интернет-зависимость

     Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости».
     Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности.  Интернет-зависимость - это "навязчивое желание войти в Интернет и неспособность выйти из него.
     Термин "Интернет - зависимость" предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. 
     В отличие от пребывания в сети лиц по роду  трудовой деятельности, для  людей, пристрастившиеся к Интернету, вхождение в него обусловлено стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает Интернет, достигая  более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Патологическая зависимость начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения, по сути, имеют то же действие, как и пребывание в Интернете. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает жизненно важные для себя проблемы, но и останавливается в своем личностном развитии. 
     Притягательность Интернета - возможность анонимного общения; реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.); чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового); неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения - 90% -зависимы от общения, 10% зависимы от информации).
     Чрезмерное использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому и социальному статусу.   
     Предвестники Интернет -  зависимости: 
•    навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
•    предвкушение следующего сеанса и увеличение его времени,
•    увеличение количества расходуемых денег.
     Основные  типы Интернет – зависимости:
•    киберсексуальная зависимость;
•    пристрастие к виртуальным знакомствам;   
•    навязчивая потребность в Сети   (азарт от игры);
•    постоянные покупки или участия в аукционах и  разнообразных форумах;
•    информационная перегрузка – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам  данных и сайтам;
•    игровая зависимость.
     Интернет - пристрастию подвержены люди зависимого типа личности  (характерна крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет"  из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения). Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.  Характерным для такого типа  людей является узкий круг общения либо  общение со многими людьми, но  поверхностное, неумение высказать, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостаток близких отношений, импульсивность, не умение спланировать свое время, добиваться поставленных целей (как следствие,  отсутствие постоянной работы). Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и, как следствие, пребывают в состоянии депрессии. Общением в Интернете они компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. 
     Вредное влияние компьютера сказывается не только при возникновении зависимости, но и  в процессе работы на нем. Вредному влиянию компьютера при работе сверх допустимой продолжительности и компьютерной зависимости  особенно подвержены дети. 
     В Республике Беларусь приняты санитарно-гигиенические нормы, регламентирующие продолжительность работы за компьютером.   
•    Детям от 5 до 7  лет не более 7– 10 мин в день; 
•    от 7 до 12  лет – 30 мин;  
•    от 12 до 14  лет 1 час;  
•    от 14 до 17  лет 1,5 часа;  

     Подготовила 
     Инструктор-валеолог  Цветкова Л.В.